На главную домой советы по ремонту квартиры
Поиск по сайту
Список кабинетов || Что это за доктор? || Записаться на прием

Основное меню


Технологии выполнения работ


Диагностика и лечение


Инженерные сети и коммуникации


Элементы конструкции


Расчет конструкций


Помещения


Встраиваемая техника


Строительные и отделочные материалы


Дизайн




Расчет металлической перемычки для несущих стен

Расчет перемычки из металлических профилей для несущих стен почти ничем не отличается от расчета металлической перемычки для перегородок. Главное отличие - это определение нагрузки на перемычку и выбор правильной схемы расчета. В данном случае перемычка из металлических профилей представляет собой несущую балку над дверным или оконным проемом, поэтому такая перемычка может рассчитываться как балка на шарнирных опорах.

Пример расчета металлической перемычки.

Чтобы приведенные формулы не оставались абстрактными, дополнительно произведен расчет сечения металлической перемычки для кирпичной несущей стены на которую опираются плиты перекрытия (результаты выделены коричневым цветом) или балки перекрытия (результаты выделены темно-синим цветом).

1. Определение нагрузок на 1 погонный метр перемычки:

1.1 От веса кладки:

q1 = p х b х h,

где p в кг/м3 - плотность материала, из которого выкладывается стена, в том числе кладочного раствора и штукатурки. Плотность цементного раствора на обычном кварцевом песке - до 2200, что теоретически нужно учитывать при работе с пустотелым кирпичом, гипсовыми блоками и блоками из легких бетонов, но чтобы не заморачиваться с определением доли раствора в кладке, можно просто умножить плотность материала на 1.1 или принять максимальное из нижеприведенных.

Для справки:

  • Плотность полнотелого кирпича 1600 - 1900
  • Плотность пустотелого кирпича 1000 - 1450
  • Плотность блоков из пенобетона, газобетона, ячеистого бетона 300- 1600
  • Плотность гипсовых блоков 900 -1200

Например:

  • если стена над перемычкой будет выкладываться из пустотелого кирпича, то можно принять значение p =1500
  • Для гипсовых блоков p =1200
  • Для блоков из легкого бетона - в зависимости от плотности бетона. Чтобы определить эту самую плотность, нужно взвесить 1 блок (или попытаться приблизительно определить вес блока, просто подняв его), а потом разделить вес на высоту, ширину и толщину блока. Например, если блок весит 20 кг и имеет размеры 0.3х0.6х0.1 м, то плотность блока будет 20/ (0.3х0.6х0.1) = 1111 кг/м3. Таким же образом можно определить и плотность кирпича.
  • Во всех остальных случаях (особенно в том случае, если Вы не знаете плотность материала и не можете определить его плотность) p =1900

b - толщина стены в метрах, например для кирпичной стены в два кирпича следует принимать = 0.51-0.55 м, для стен, не отделываемых мокрой штукатуркой - 0.51 м, для стен, отделываемых мокрой штукатуркой только внутри помещений - 0.53 м, для стен, отделываемых мокрой штукатуркой и внутри и снаружи - 0.55 м.

h - высота кладки над перемычкой. Тут сразу могут возникнуть вопросы: а что если высота кладки над перемычкой 10 метров, неужели всю эту высоту нужно учитывать, это какое ж сечение будет у перемычки при такой нагрузке?

Ответ на эти вопросы будет следующим: любая нагрузка перераспределяется таким образом, что на перемычку будет активно действовать только нагрузка от следующего участка стены:

перераспределение нагрузки на перемычки от кладки

Рисунок 1. Высота кирпичной кладки, создающей нагрузку на перемычку.

т.е. для расчетов можно принимать высоту h равной половине длины L перемычки. Конечно, в данном случае распределенная нагрузка будет не равномерной, а изменяющейся по длине перемычки (в этом случае следует воспользоваться соответствующей расчетной схемой для определения максимального изгибающего момента), но не будем усложнять и так сложное. Если над расчетным проемом будет еще один проем, то высота кладки в этом случае будет равна расстоянию между верхом нижнего проема и низом верхнего проема.

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены толщиной в 2 кирпича нагрузка q1 = 1900 х 0.53 х 0.5 х 1.5 = 755.3 кг/м

1.2. От собственного веса металлической перемычки:

q2 = n х P,

где n - количество уголков, швеллеров или других профилей,

P - собственный вес 1 погонного метра уголка или швеллера, определяемый по сортаменту, тут есть небольшая закавыка, ибо как можно знать вес прокатного профиля, если его сечение только определяется, но как правило для металлических перемычек вес перемычки не превышает 1-2 % от веса стены или перегородки над перемычкой, а потому этот вес можно учесть поправочным коэффициентом 1.1, учитывающим все неучтенные моменты. Если Вы в чем-то сомневаетесь можно принять значение коэффициента равным 1.2 и даже 1.5

1.3. От отделочных материалов стен. 

Стены могут отделываться различными материалами: сухой или мокрой штукатуркой, керамической плиткой, натуральным или искусственным камнем, пластиковыми или алюминиевыми панелями и т.д. Нагрузки от этих отделочных материалов должны учитываться при расчете. Если стены просто будут штукатуриться с одной или с двух сторон, то тогда эта нагрузка уже учтена в пункте 1.1. Если Вы пока не знаете, чем будут отделываться стены, или знаете, но не можете рассчитать, то умножьте нагрузку от кладки на поправочный коэффициент 1.2-1.3.

1.4.1. От плит перекрытия.

Кроме того, что плиты перекрытия сами по себе весят не мало, так еще нужно учитывать нагрузку от стяжки, утепления, напольного покрытия, мебели и гостей, активно отмечающих день ВДВ. Чтобы хоть как-то упростить этот процесс, можно принимать вес плит перекрытий и всех выше перечисленных нагрузок в пределах 800-1000 кг/м2. Пустотные плиты перекрытия весят около 320 кг/м2, еще до 100 кг/м2 дает утепление и стяжка, а остальное - нагрузка от мебели, гостей и других неожиданностей. Чтобы определить нагрузку от плит перекрытия и всего, что на плитах перекрытия, нужно знать длину плит перекрытия.

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены толщиной в 2 кирпича с пустотными плитами перекрытия длиной 6 м нагрузка q4= 800 х 0.5 х 6 = 2400 кг/м

Таким образом погонная расчетная нагрузка на перемычку составляет:

q = q1 + q2 + q3 + q4

Для проема шириной 1.5 м для кирпичной перегородки толщиной в 2 кирпича, оштукатуренной с одной стороны, полная расчетная нагрузка q = 755.3 + 0.015х755.3 + 2400 = 3167 кг/м

1.4.2. От балок перекрытия.

Если балки перекрытия будут находиться на расстоянии 0.5 м от перемычки и выше, то нагрузку от балок перекрытия и перекрытия можно считать распределенной, и дальнейший расчет перемычки вести, как для перемычки на которую опираются плиты перекрытия, но если для междуэтажных перекрытий используются балки и балки находятся на небольшой высоте от перемычки, то в этом случае нагрузка будет точечной и при расчете нужно учитывать, куда будут опираться балки перекрытия:

схемы точечной нагрузки и эпюры изгибающих моментов от балок перекрытия

Рисунок 2. Эпюры моментов для сосредоточенных нагрузок.

Под схемой расположения балок дана эпюра изгибающего момента, действующего на балку, в нашем случае перемычку. Если балки перекрытия не будут попадать на перемычку, то нагрузка от балок перекрытия при расчете вообще не учитывается. Как видно из приведенных схем, максимальный изгибающий момент будет действовать на перемычку, если балка перекрытия будет расположена посредине:

Мmax = (Q х l) / 4

А значение нагрузки Q от балки перекрытия будет зависеть от расстояния между балками перекрытия.

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены с перекрытием по балкам длиной 6 м, при расстоянии между балками 1 м нагрузка Q = 800 х 0.5 х 6 = 2400 кг

Если пролет достаточно большой и балок перекрытия будет несколько, то имеет смысл перевести сосредоточенные нагрузки в эквивалентную распределенную, как это сделать, изложено отдельно.

2. Подбор сечения.

2.1.1 Максимальный изгибающий момент для бесконсольной балки на шарнирных опорах, а в нашем случае перемычки, на которую действует распределенная нагрузка (в частности плиты перекрытия), будет посредине балки:

Мmax = (q х l2) / 8

 

2.1.2 Максимальный изгибающий момент для перемычки, на которую действует и распределенная (вес кладки, отделочных материалов и самой перемычки) и сосредоточенная нагрузка (балки перекрытия), также будет посредине балки, но рассчитывается момент по другой формуле:

Мmax = (q х l2) / 8 + (Q х l) / 4

Примечание: если концы профилей будут опираться на простенки более чем на 300 мм, то балку можно рассматривать не как лежащую на двух опорах, а как защемленную с двух сторон, в этом случае максимальный изгибающий момент будет на опорах: Мmax = (q х l2) / 12, а изгибающий момент от сосредоточенной нагрузки Мmax = (Q х l) / 8

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены с плитами перекрытия Мmax = (3167 х 1.52)/ 8 = 890.7 кг м

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены с балками перекрытия Мmax = (755.3 х1.1 х 1.52)/ 8 + (2400 х 1.5)/4 = 233.7 +900 = 1133.7 кг м

2.2 Требуемый момент сопротивления:

Wтреб = Мmax / Ry

где Ry - расчетное сопротивление стали. Ry = 2100 кгс/ см2 (210 МПа)

Примечание: Вообще-то расчетное сопротивление зависит от класса прочности стали и может достигать значения 4400, но лучше принимать 2100, как наиболее распространенное. Если будут использоваться два металлических профиля для перемычки, то значение Wтреб нужно разделить на 2, если 3 профиля, то разделить на 3 и так далее.

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены с перемычкой из 2 профилей Wтреб = (890.7 х 100)/ (2100 х 2) = 21.21 см3

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены с перемычкой из 2 профилей Wтреб = (1133.7 х 100)/ (2100 х 2) = 27.0 см3

2.4. Ну а теперь все просто, сначала определяемся с типом профиля. Перемычку можно сделать из горячекатанных стальных уголков, равнополочных или неравнополочных, швеллеров двутавров, профильных труб. Если, например перемычка будет из уголков, то переходим к соответствующему сортаменту, и смотрим, чтобы значение момента сопротивления было больше полученного при расчете. Тут главное не путать оси, относительно которых действует изгибающий момент. В сортаментах эти оси могут называться по-разному. У меня ось, относительно которой в поперечном сечении возникают сжимающие и растягивающие напряжения обозначена как z, в сортаментах эта ось может быть обозначена как х. Но важно не название, а принцип, когда мы определяли максимальный изгибающий момент, действующий на поперечное сечение балки, то длина балки l измерялась по оси х, высота балки по оси у, а ширина балки по оси z (хотя я обо всем этом не рассказывал, чтобы не погрязнуть в деталях). Таким образом, какой сортамент Вы бы не взяли, и как ни называлась бы ось, главное, чтобы по этой оси определялась ширина балки. Почему это так важно, рассказывается отдельно.

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены толщиной в 2 кирпича достаточно 2 неравнополочных уголков 110 х 70 х 8 мм (по сортаменту для таких уголков Wz = 23.22 см3), или 2 швеллеров 8П (по сортаменту для таких швеллеров Wz = 22.5 см3

Для проема длиной 1.5 м для кирпичной стены толщиной в 2 кирпича достаточно 2 неравнополочных уголков 125 х 80 х 8 мм (по сортаменту для таких уголков Wz = 30.26 см3), или 2 швеллеров 10П (по сортаменту для таких швеллеров Wz = 34.9 см3

Ну а дальше все зависит от доступности такого профиля и удобства работы с ним, если в продаже таких профилей нет, или работать с ними неудобно, то принимается любой другой профиль с большим сечением. Кроме того, по конструктивным соображениям вместо 2 уголков удобнее использовать 4 уголка, чтобы потом было удобнее вести кирпичную кладку. Например вместо 2 уголков 110х70х8 можно использовать 4 уголка 90х56х5.5.

Примечание: Чем меньше расстояние от плит или балок перекрытия до перемычки, тем более неравномерным будет распределение нагрузки на перемычку. В связи с этим сечение профилей рекомендуется принимать больше на 5-20%. Кроме того профили несимметричного сечения (неравнополочные и равнополочные уголки) рекомендуется связывать полосами металла для увеличения устойчивости уголков.

Опирать металлические перемычки на стены следует не менее чем на 250 мм, а в сейсмоопасных районах не менее чем на 400-500 мм.

После подбора сечения по максимальному изгибающему моменту желательно рассчитать прогиб балки, для этого даже есть специальная формула:

f = (5 x q x L4) / (384 x E x Iz)

где q - нагрузка на перемычку определенная в п.1

L - ширина проема

E - модуль упругости, для стали Е = 2 х 105 МПа или 2 х 1010 кг/м2

Iz - момент инерции по сортаменту для выбранного профиля, умноженный на 10-8 для перевода в метры (для 2 профилей это значение логично умножается на 2), тут главное, не ошибиться с осью.

Для перемычки из 2 уголков 110 х70 х 8 мм над проемом 1.5 м прогиб f = (5 x 3167 x 1.54) / (384 x 2 x 1010 х 2 x 171.54 х 10-8) = 0.003045 м или 0.3 см

Для перемычки из 2 швеллеров 8П над проемом 1.5 м прогиб f = (5 x 3167 x 1.54) / (384 x 2 x 1010 х 2 x 89.8 х 10-8) = 0.0058 м или 0.58 см

По требованиям СНиПа 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" максимальная величина прогиба для перемычек не должна превышать 1/200 пролета, т.е. в нашем случае прогиб должен быть не более 150/200 = 0.75 см. Это условие нами соблюдено. Если такой прогиб перемычки Вас все равно не удовлетворяет, то нужно подбирать металлические профили большего сечения. Вот в принципе и все. Удачи, и не ошибайтесь в расчетах.

Примечание: Если расчет производился на действие распределенной и сосредоточенной нагрузки, то расчет на прогиб нужно производить отдельно для распределенной и для сосредоточенной нагрузки, а затем полученные значения сложить.  Посмотреть расчетные формулы для различных вариантов нагружения балки можно здесь.

P.S. Я прекрасно понимаю, что человеку, впервые столкнувшемуся с расчетом строительных конструкций, разобраться в тонкостях и особенностях вышеизложенного материала бывает не просто, но тратить тысячи или даже десятки тысяч рублей на услуги проектной организации вы все равно не хотите. Что ж, я готов помочь вам в расчете, но только после того, как вы поможете проекту (соответствующая форма размещена после комментариев). Больше подробностей смотрите в статье "Записаться на прием к доктору".

На главную домой

Категории:
Оценка пользователей: 9.4 (голосов: 41)
Переходов на сайт:89931
Комментарии:
23-07-2012: Sergei

А можно ли этот расчет применить в "чистом виде" для многоэтажного дома, когда выше еще четыре этажа? Все значения те же: и ширина проема, и толщина стены, и балка перекрытия. Но очень слабо верится, что достаточно двух уголков.


23-07-2012: Доктор Лом

Можно применять для дома любой этажности.

Если есть сомнения в надежности перемычек, то, конечно, Вы можете использовать любые металлические профили большего сечения. И хотя при расчетах использованы различные коэффициенты, учитывающие возможные неточности в расчетах, но всегда для пущей надежности можно использовать дополнительный поправочный коэффициент от 1.1 до 2.
Кроме того, как я уже говорил, основным фактором, влияющим на выбор профиля может стать прогиб перемычки. Согласно действующих норм прогиб перемычки не должен превышать 1/200 длины проема, т.е. в данном случае не более 0.75 см. Вы можете подбирать профиль по этому критерию.

А насчет: "верится - не верится", для того расчеты и делаются, чтобы подтвердить или опровергнуть различные предположения.


25-07-2012: Sergei

Спасибо. Прогиб не должен превышать 1/200 - это для м/к. А для кирпичной кладки и для ж/б перекрытия есть ли норма для прогиба? И еще один вопрос, почему при оценки прогиба для уголка значение I=55,9(что=Izy,(cм) по таблице),а не Iy=171,54см4, а для швел.8П I=89,9, что и соответствует Iy=89,8см4(табл.)


25-07-2012: Доктор Лом

1/200 - это максимальная величина прогиба перемычки для любых конструкций вне зависимости от материала. Величины прогибов для различных конструкций приводятся в СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" (ссылку в комментарии дать не могу).
А момент инерции я, действительно, спутал (когда писал статью, своих удобных таблиц еще не было, для того их потом и сделал, чтобы не путаться). Спасибо за внимательность, исправлю. Величина прогибов для данных уголков составит 0.304 см, таким образом требование по прогибу будет соблюдено.


03-08-2012: благодарный

Большое спасибо очень полезный сайт


29-08-2012: Владимир

Здорово! Вам надо собственный справочник сделать! Спрос будет обеспечен!!!


13-11-2012: виталий

данный расчёт для наружной или внутренней несущей стены


13-11-2012: Доктор Лом

Для любой.


13-11-2012: виталий

получается для средней несущей стены нагрузка от плит перекрытия с двух сторон равна q4= 800 х 6 = 4800 кг/м


13-11-2012: Доктор Лом

Да, если длина плит перекрытия по 6 м.


13-11-2012: виталий

Величина L в расчётах принята без учёта глубины опирания перемычки. Правильно ли это?


14-11-2012: Доктор Лом

Правильно.
Так как L - это не длина балки, а пролет балки при выбранной расчетной схеме. А длина балки и рабочий пролет балки - это разные вещи. Почему в данном случае выбрана именно такая расчетная схема, объяснять долго - почитайте статьи "Основы сопромата" и "Основы сопромата. Расчетные формулы".


23-11-2012: Александр

Здравствуйте! благодарю за полученную информацию, помогла при расчете перемычки в кирпичной стене.
Теперь вопрос - можно применить данною методику при расчёте усиления металлич профилями нового дверного проёма в ж/б внутренней стене толщиной 120 мм?


23-11-2012: Доктор Лом

Для расчета перемычек других методик нет, хоть для бетонной стены, хоть для кирпичной. А вот с практической реализацией могут возникнуть трудности, тут многое зависит от конкретной ситуации, например, для оценки ситуации важны ширина и высота проема, это новый проем или расширение старого проема, армирование стеновой панели, какие плиты перекрытия использованы и так далее. К тому же 120 мм маловато для несущей ж/б стены, возможно у Вас не несущая стена, а перегородка и тогда нагрузки на перемычку будут совсем другие (намного меньше), да и с устройством проема в перегородке больших проблем не будет.


03-02-2013: Доктор Ватсон

Добрый день ! У меня сомнения по поводу сбора нагрузок ! Согласно СНиП II-22-81 п. 6.47. тама 1/3 пролета, а у вас 1/2 пролета ! и еще если не попадает плита то можно
, ее не учитывать как нагрузку или Я не прав


03-02-2013: Доктор Лом

В указанном Вами пункте СНиП даются рекомендации для расчета железобетонной перемычки, а в данном примере приводится расчет металлической перемычки. Так как к металлической перемычке нагрузка может быть приложена не по центру тяжести поперечного сечения, то перемычку следует дополнительно просчитывать на крутящий момент, чтобы этого не делать, я просто предлагаю использовать немного большее значение расчетной нагрузки для определения изгибающего момента.
Если это несущая стена, то нагрузку от плиты перекрытия необходимо учитывать, даже если плита прямо не попадает на перемычку, но вообще нужно смотреть по месту.


14-02-2013: Айрат

Уважаемый Доктор Лом, прошу Вашей помощи рассчитать сечение балки (двутавр и двух опорных столбов). Планирую сделать лестницу в подвал из дома (коридора точнее), спуск будет распологаться под лестницей, которая ведет на второй этаж (лестница примыкает к несущей стене, таким образом мне необходимо сделать вырез шириной 1,75м от стены и длиной 3,6м в пустотных плитах длиной 6м (внутри натянуты тросы), таким образом плиты укорачиваю на 1,75м (резать будут специалисты алмазным диском), под срез хочу завести заранее двутаврувую балку на столбах, столбы буду опираться на монолитный бетонный пол толщиной 12см (армирован арматурой 12мм и метталической сеткой 10х10). Какой двутавр посоветуете и какие опорные столбы взять? Длина двутавра будет 4м. Заранее благодарю.


14-02-2013: Доктор Лом

В принципе рассчитать Ваш двутавр проще простого, если известна действующая на него нагрузка (мне она не известна). Просто подставьте нужные значения в указанные в статье формулы.
Однако меня смущает другое. Вы говорите, что внутри плит натянуты тросы, т.е. плиты скорее всего являются преднапряженными и для того чтобы арматура правильно работала, она должным образом закреплена на концах плиты с использованием анкеров. Когда Вы отрежете часть плит анкеровка будет нарушена, возможно плиты немного просядут. Обрушения, думаю не произойдет, так как при уменьшении длины уменьшатся и действующие на арматуру нагрузки, но чтобы быть уверенным, это нужно просчитать.
С опорными столбами ситуация такая, чем больше будет сечение столбов, тем лучше. В том смысле, что распределенная нагрузка на монолитную плиту подвала будем тем меньше, чем больше сечение столбов. В связи с этим наиболее оптимальным вариантом являются столбы из полнотелого кирпича. Как проверить прочность кирпичного столба или участка стены на прочность, рассказывается в статье: "Расчет стены на прочность".


19-02-2013: Юрий

Здравствуйте. Спасибо за сайт,у меня вопрос. Почему если q1 = p х b х h, а в расчёте это выглядит так ; q1 = 1900 х 0.53 х 0.5 х 1.5 = 755.3 кг/м что означает число 0,5.


19-02-2013: Доктор Лом

Вы невнимательно прочитали абзац, предшествующий расчету. Мы принимаем нагрузку от высоты кладки, равной половине пролета. Поэтому 0.5.


20-03-2013: Юлия

Спасибо, очень помогло))


07-04-2013: Артем

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как учесть сейсмическую нагрузку в расчете.


07-04-2013: Доктор Лом

При расчетах следует руководствоваться положениями СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах". В частности согласно п.3.37: "Расчет каменных конструкций должен производиться на одновременное действие горизонтально и вертикально направленных сейсмических сил.
Значение вертикальной сейсмической нагрузки при расчетной сейсмичности 7-8 баллов следует принимать равным 15 %, а при сейсмичности 9 баллов - 30 % соответствующей вертикальной статической нагрузки."


07-05-2013: Макс

Подскажите, а почему не хватает 2-х эпюр треугольников по краям, от всех остальных вышележащих этажей (интенсивность у края простенка).Ведь любую перемычку можно назвать рандбалкой


07-05-2013: Доктор Лом

Если вы внимательно читали статью, то должны были заметить, что балка рассчитывалась как безконсольная, шарнирно опертая и дана ссылка на статью, где подробно описаны различные виды опор.
Сравнение с ранд-балкой в данном случае некорректное. Почему, подробно описано в начале статьи, повторяться не буду, а еще прочитайте комментарий от 03-02-2013 Доктора Ватсона и ответ на него.


05-06-2013: Борис

балкон.третий этаж.от наружной стороны выпуск швеллера№8 1.5 метра. по длине дома 5.5 метра.выдержит нагрузку металлоконструкция.?


05-06-2013: Доктор Лом

Сквозь ваше эмоциональное описание просматриваются две консольные балки из швеллера №8 длиной 1.5 м, расположенные на расстоянии 5.5 м друг от друга. А для того, чтобы ответить на вопрос: выдержат ли данные балки, а также материал стены, в которые балки заделываются, прилагаемую нагрузку? нужно знать, какая именно нагрузка прилагается.
Если балкон будет стеклиться, а затем на нем будут храниться мотоциклы, мебель, продукты домашнего консервирования - это одно. А если балкон будет открытым и незахламленным и на него лишь иногда будет выходить девушка с чашечкой "молочного улуна" или с облегченной в смысле никотина сигаретой - то это совсем другая нагрузка.
Но в любом случае указанного вами швеллера маловато.


22-06-2013: Давид

Здравствуйте Доктор ЛОМ!
В 3-ех этажном доме, панели перекрытия многопустотные шириной 1,2 метра, несущими кирпичними стенами шириной 40 см. B среднем несущем стене зделал пройом для дверей. Вставил две двухтавpовые балкий №14. Эсли не правильно что можно случится
Заранее благодарю за ответ


22-06-2013: Доктор Лом

Давид, тут все зависит от ширины сделанного проема. Если это обычный дверной проем шириной до 1.5 м, то все нормально и ничего не случится, если ширина проема больше 1.5 м, то желательно просчитать нагрузки.


22-06-2013: Давид

Доктор Лом!
Большое спосибо. Это обычный дверной проем. Tолько я забил сказат что это первый этаж.
Eще раз Большое спосибо.


24-06-2013: Александр

Здравствуйте. Имеется кооперативный гараж , неообходимо сломать заднюю стенку для продления бокса ,выдержит ли швелер 3-х метровый, высота швелера 16см, плиты перекрытия 3 штуки по 2200кг. Заранее благодарю за ответ, в формулах приведенных выше я не силен


24-06-2013: Доктор Лом

Вы не сказали, опираются ли плиты перекрытия на заднюю стенку. Как правило в гаражах плиты перекрытия опираются на боковые стены (во всяком случае в тех, которые мне доводилось видеть в кооперативах) и задняя стена не является несущей и если справа и слева есть еще гаражи, то заднюю стену можно сносить без ущерба общей устойчивости стен гаража.


25-06-2013: Александр

Прошу прощения за не ясность, одна стена несущая, вторая нет, в любом случае средняя плита лежит на блоках, вторая стена просто перегородка с соседским боксом


25-06-2013: Доктор Лом

Не совсем понял эту вашу неевклидову геометрию. Получается, что передняя стена с воротами тоже несущая и тогда вам нужно для нового проема использовать как минимум такую же балку, какая использована в передней стене над воротами, если ширина проема будет приблизительно такая же. Или в вашем гараже есть еще какие-то несущие балки о которых вы не сообщаете?


25-06-2013: Александр

Благодарю за вашу терпимость. Да вы правы несущая балка где ворота, и задняя стенка тоже несущая, боковые стены по большому счету нагрузки не испытывают. Плиты лежат вдоль гаража . Швелер лежит на толстых пластинах, пластины на мощных трубах. Боюсь только за швелер. Начну блоки ломать чтоб не придовило меня


25-06-2013: Доктор Лом

Тогда просуммируем исходные данные для оценки несущей способности швеллера:
1. ширина проема, который вы хотите сделать - не указана, по контексту - 3 м.
2. длина плит перекрытия (длина гаража) - не указана, по контексту около 6 м.
3. конструкция кровли - не указана, по контексту плоская с несколькими слоями рубероида.
4. Снеговые нагрузки - не указаны, и даже по контексту определить их не возможно, так как не указан город расположения гаража.
5. расстояние между колоннами, диаметр и толщина труб - не указаны.
Без этих минимальных данных я не смогу ответить на вас вопрос даже приблизительно.


05-07-2013: Serj


Здравствуйте Доктор Лом
Большое спасибо за сайт. У меня такой вопрос.
Эсли перемичка находится в несущем стене, а над перемичкей несколько этажей. Для определения нагрузки, нужно учитывать всю высоту стени, все межэтажные перекритие, вес плиты покрытия, нагрузки от снега и т.д. Или только высоту от перемички до верхного этажа.


05-07-2013: Доктор Лом

Ответ на ваш вопрос уже есть в статье, там где приведен первый рисунок.


15-07-2013: Максим

Уважаемый Доктор Лом! Как изменится расчет в случае наличия не плит перекрытия а монолитной плиты ( 200 мм толщиной, армирование 20*20 18 арматура низ, 12 арматура низ)


15-07-2013: Доктор Лом

Ответить на ваш вопрос без знания всех условий (ширины проема, расстояния между плитой и перемычкой, нагрузки от стен и т.д.) достаточно сложно. Теоретически монолитная плита немного снизит нагрузку на перемычку, однако это можно не учитывать и рассчитывать перемычку на имеющиеся нагрузки, а также и на распределенную нагрузку от монолитной плиты перекрытия (как в примере).


15-07-2013: Максим

Доктор, прошу прощения за непонятливость. В формулы нахождения Ммах и f мы подставляем q на п. метр или на всю ширину?


15-07-2013: Доктор Лом

Метр погонный как раз и подразумевает, что ширина и высота балки уже учтена. Попробую объяснить подробнее. Строительная механика рассматривает балки как стержни, высота и ширина которых не имеет существенного значения по сравнению с длиной. Поэтому, например, при определении распределенной нагрузки от веса кладки мы умножили плотность кирпича на высоту и ширину кирпичной кладки, таким образом и получили распределенную нагрузку на 1 м/п, а если бы мы еще умножили эту распределенную нагрузку на 1 метр длины, то получили бы вес 1 метра погонного кладки.


12-08-2013: Евгений

Спасибо большое!!! Все просто и доступно изложено!


21-08-2013: Максим

Добрый вечер, Доктор.Лом. помогите с советом.Ширина дома 5 м. какой проложить швеллер чтобы не прогибался пол, может двутавровый? Помогите пожалуйста, запутался.


21-08-2013: Доктор Лом

Это от нагрузки зависит. Статей конкретно посвященных расчету металлических балок перекрытия у меня нет, но посмотрите статью "Расчет деревянного перекрытия". Принципы расчета перекрытия такие же, вот только вместо деревянной балки можете подобрать любой металлопрокат требуемого сечения.


04-09-2013: Андрей

Добрый день,Доктор Лом.Подскажите пожалуйста,правильно ли я подсчитал.Между стенами подвала 4м.Сверху плита перекрытия ПК-43-10-8.Посередине плиты кирпичная печь 4т вместе с трубой(знаю,что нужен отдельный фундамент,мне принципиально важно правильно ли я посчитал)Максимальная сосредоточенная нагрузка от плиты 1600 кгс.То есть недобор по способности нести нагрузку 2400кгс.Можно посчитать две(или одну) двутавровые балки под(вдоль)плиту под сосредоточенную нагрузку в 2400кгс.Wz-57.Значит достаточно двух двутавровых профилей №12 либо одного №16(18 с сильны запасом)Спасибо.


04-09-2013: Доктор Лом

Теоретически ваша логика правильная, но на практике поверхность плиты не будет идеально плоской и выставить двутавры под плиту с точностью до миллиметра вряд ли получится. А это может привести к трудно прогнозируемому перераспределению напряжений и как результат, обрушению конструкции. Кроме того, при таких расчетах необходимо учитывать величину деформации (прогиба) железобетонной плиты и металлических балок, так как модуль упругости железобетона и металла разный и соответственно распределение нагрузок на плиту и на металлические балки будет не таким, как вы предположили.
Поэтому в таких случаях лучше производить расчет с запасом, т.е. рассчитать металлопрокат на полную сосредоточенную нагрузку плюс распределенную нагрузку от веса плиты и от временной нагрузки, ведь кроме печи на плите будет стяжка, напольное покрытие и много чего другого, да и профилей лучше 2, так оно надежнее будет.


21-10-2013: Мария

Добрый день! Уважаемый Доктор Лом, скажите, можно ли делать нормализованный стык балок из 20 швеллер на расстоянии 1/4 пролета от оси колонны? И нормируется ли в каком-нибудь документе это значение?


21-10-2013: Доктор Лом

Как правило стыковка балок производится в таких местах, где действие момента минимально и соответственно нагрузка на сварные швы (болтовые или заклепочные соединения) также минимальна. Определить места, где действие момента минимально, вы можете по вашей расчетной схеме, или воспользовавшись справочником проектировщика, можете также посмотреть статьи "Расчетные схемы для балок", "Расчетные схемы для статически неопределимых балок" или "Многопролетные неразрезные балки".
В целом при расчетах следует руководствоваться СНиП II-23-81 (1990) "Стальные конструкции"


22-10-2013: александр

Здравствуйте Доктор Лом.Помогите пожалуйста в расчете максимальной нагрузки ля уголка 100Х100Х8, хочу использовать его в место бетонной перемычки в строительстве двух этажного дома на втором этаже. Пролет составляет 2.45м. Кладка из керамического блока керакам. Перемычку из 2-х уголков на которые будет положено два ряда блока и опора 3-х балок перекрытия на котором будет опираться часть конструкции крыши. Так как стена внутренняя несущая хотелось перестраховаться, да нагружать строение не хотелось самодельной перемычкой из бетона с арматурой. С уважением Александр.


22-10-2013: Доктор Лом

В вашем случае используется обратный алгоритм расчета. Т.е. сначала подставляете в формулу М = WR значения момента сопротивления для двух уголков и расчетного сопротивления стали. Затем находите максимальное значение равномерно распределенной нагрузки q = 8M/l^2. Так как нагрузка на перемычку будет в основном от сосредоточенных сил, то распределенную нагрузку (или часть ее) можно достаточно условно перевести в 3 сосредоточенных, умножив полученное значение равномерно распределенной нагрузки на длину пролета и разделив на количество действующих сил и на коэффициент перехода 1.3-1.4.
Таким образом значение максимально допустимой сосредоточенной нагрузки будет Q = ql/(1.3x3).


25-10-2013: Александр

Здравствуйте Доктор! Хочу прорубить на даче дверной проем в наружной стене для выхода на террасу. Ширина проема будет 1,3 м., стена в 1,5 белого кирпича. Над будущей перемычкой 5 слоев кирпича, далее фронтон мансарды в 1 кирпич
высотой 2м. На уступе вдоль всей стены лежит деревянная балка перекрытия. Достаточно ли будет
в качестве перемычки использовать два уголка 100Х100 мм? Обязательно ли стягивать их болтами (насквозь) или достаточно обварить снизу полосками металла? Заранее благодарю!


25-10-2013: Доктор Лом

Судя по вашему описанию указанных уголков будет вполне достаточно. Стягивать уголки болтами абсолютно не обязательно, да и используется такая стяжка в основном при устройстве перемычек из двутавров под будущий проем в существующей стене. Тем не менее стянуть уголки все-таки следует до того, как будет вырублен новый проем.


26-10-2013: Руслан

Уважаемый Доктор Лом! Не совсем понял q3, потому прошу Вас подсказать хватит ли 2х двутавров 18х длиной 6 метров для проема 4 метра. Кладка в 2 полнотелых кирпича, монолитные плиты 6 метровые. Вдоль плит коробочкой сварены по 2 швеллера 80х. Я так понимаю это можно считать балками перекрытия. Их 4 шт. Двутавры планируем завести вплотную к плитам перекрытия. Проем на первом этаже. Здание 3х этажное шириной 12 метров посередине ригеля. По бокам проем усилится сотыми уголками (в качестве опорных колон). Штукатурка стен с 1й стороны. Как-то так. Не строитель, потому все называю может и не профессионально, но очень нужен совет.


26-10-2013: Доктор Лом

q3 в вашем случае - это нагрузка от штукатурки. Так как вы планируете устанавливать перемычку прямо под плитами перекрытия, то q1 и q3 можно принять равными нулю, а q2 - равным весу погонного метра двух швеллеров. Для надежности это значение можно умножить на коэффициент запаса 1.2-1.5.
Далее, если я правильно понял, то вы будете делать монолитные плиты перекрытия по металлическим балкам, сваренным из двух швеллеров. Расстояние между балками, судя по всему, около 1 м и на перемычку будет опираться 4 балки. Если это так, то вы можете перевести 4 сосредоточенные нагрузки в равномерно распределенную, использовав коэффициент перехода 1.2. Т.е. если у вас нагрузка от плит перекрытия и того, что на плитах, к примеру составляет 2400 кг/м, то с учетом того, что нагрузка будет передаваться сосредоточенно, расчетная нагрузка q4 = 2400x1.2 = 2880 кг/м.
Все остальное зависит от ваших условий. Так как пролет достаточно большой, то определяющим может стать расчет по деформациям.


26-10-2013: Руслан

Спасибо большое за ответ (хотя я мало что понял). Разобрался в ваших формулах (более-менее). По вашим формулам получилось, что нужно 2 двутавра 27х. Профессиональный архитектор только что перезвонил и сказал, что необходимо 2 двутавра 33х или 2 швеллера 36х. Ужас если бы использовал 2 двутавра 18х. Кранты всему зданию! Ваш ресурс очень полезен. Спасибо за него!


28-10-2013: Александр

Спасибо за ответ, Доктор! С уважением Александр


29-10-2013: Мария

Здравствуйте,Доктор Лом! Хотим пробить проем шириной 1,5 м в несущей кирпичной стене (внутренней) толщиной 400мм со штукатуркой, плиты перекрытия 6х1м , 1-й этаж в 5-ти этажном жилом доме, над перемычкой до плит перекрытия остается 400мм (высота помещения 2,5м, высота проема 2,1м) остается Достаточно ли применить для перемычки 2 двутавра №18.


29-10-2013: Мария

Уважаемый Доктор Лом, я неверно дала сечение перемычки, хотим применить 2 швеллера №18. Извините за ошибку.


29-10-2013: Доктор Лом

Мария, если вы внимательно читали статью, то должны были обратить внимание, что условия загружения перемычки очень похожи на ваши, а потому перемычка из любых металлопрофилей большего сечения (если условия загружения действительно похожи) вам подойдет.


31-10-2013: Мария

Большое спасибо за ответ. С уважением Мария.


03-11-2013: павел

как расположить четыре уголка .два в одном ряду кладки, два в следующем или по другому подскажите. с уважением павел.


04-11-2013: Доктор Лом

Если по ширине стены все 4 уголка не помещаются, то имеет смысл подобрать профили большего сечения так, чтобы они помещались. Тем не менее можно расположить 2 в одном ряду и 2 в следующем, но в этом случае желательно, чтобы уголки имели дополнительный запас по прочности.


04-11-2013: павел

у нас два уголка уже уложены над ними стена и балки перекрытия получается, что их мало хотели .выштробить и положить еще 2 уголка сверху


04-11-2013: Доктор Лом

В таком случае еще 2 уголка сверху - оптимальный вариант.


04-11-2013: павел

вот еще такой вариант на ваш суд .стена из пеноблока, если проштробить ее на 13 см длинной и 3см высотой и вставить уголок на 12.5 но один и закрепить к стене анкерами надежно буде с уважением павел.


04-11-2013: павел

и еще дом уже жилой, на эту стену опираются стропила, а наверху небольшая мансарда. строители на уголке сэкономили а теперь думаем что делать, а может усилить весь проем окна 100 уголком дом стоит уже год проблем вроде нет с уважением павел. ответьте пожалуйста если можно побыстрее.с уважением павел


04-11-2013: Доктор Лом

В принципе да, но штрабить нужно не посредине блоков, а в районе кладочного шва и уголок укладывать на раствор, впрочем, судя по высоте штрабы вы так и собираетесь сделать.
Однако при этом следует учитывать еще одну важную деталь. Так как уголок будет только один и нагрузка на него будет передаваться не по центру тяжести, то для восприятия дополнительного крутящего момента нужно использовать профиль большего сечения. Использование же двух симметрично расположенных уголков значительно уменьшает влияние крутящего момента.


04-11-2013: Ольга

Здравствуйте Доктор Лом
Хочу сделать проем в несущей кирпичной стене (высота проема 2,1 длина проема 2м). Высота стены 2,7, длина стены 4.86, ширина 50см. Проем пройдет ровно посередине стены. Стена сложена из бетонных блоков 40*20*15, оштукатурена известковой штукатуркой, снаружи выложена красным кирпичом.
На стену опираются 4 плиты перекрытия многопустотные шириной 1,2 длиной 6м.
Дом частный в 2 этажа , над будущим проемом на 2м этаже располагается стандартный балконный проем высотой 2.1 длиной 2м.
2й этаж накрыт рельсами, затем доска 0,25, затем утеплитель Технониколь в 2 слоя, лаги деревянные и снова доска 0.25. Торцы крыши в полкирпича.
Подскажите чем усилить будущий проем и какова должна быть длина перемычки
Заранее благодарю за ответ


04-11-2013: павел

заранее извините за надоедливость, просто пока больше некому обратиться.


04-11-2013: Доктор Лом

Если дом жилой и проблем нет, то может и не стоит беспокоиться? К тому же вы можете сами относительно просто определить надежность существующей перемычки. Для этого достаточно измерить имеющийся прогиб перемычки, а затем рассчитать по имеющейся в статье формуле максимально допустимый прогиб для ваших профилей, сравнить эти данные и на основании сравнения сделать вывод, нуждается перемычка в усилении или нет.


04-11-2013: павел

спасибо за ответ приму к сведению меня еще меня интересовало выдержит ли оставшиеся 17 см пеноблока нагрузку, пока не застынет раствор в штробе. просто будут нагружать мансарду , а это дополнительная нагрузка /заранее спасибо за ответ. с уважением павел . и еще на сколько надо брать большее сечение уголка


04-11-2013: павел

и еще к дополнению к одному уголку будут работать и два уже установленные. ведь правильно я рассуждаю?


04-11-2013: Доктор Лом

Для того чтобы это определить, нужно проверить сечение стены, уменьшившееся в результате штробления, на прочность. Подробности смотрите в статье "Расчет стены из газосиликатных блоков на прочность и устойчивость". Сечение уголка лучше увеличить на 20-30%.
Да, после застывания раствора работу уголков можно условно рассматривать как совместную. Однако в реальности нагрузка на уголки будет не одинаковой. Это еще одна из причин предложенного выше увеличения сечения уголка.


04-11-2013: павел

А НАПОСЛЕДОК ТАКОЙ ВОПРОС ДЕЛАЕТ ЛИ КТО НИБУДЬ ПЕРЕМЫЧКИ ИЗ ОДНОГО УГОЛКА НАПРИМЕР 125


04-11-2013: Доктор Лом

Ольга
Судя по вашему описанию, вы собираетесь сделать проем под существующим проемом второго этажа и такой же ширины. В этом случае при определении нагрузки достаточно учесть только высоту стены над будущей перемычкой, нагрузку от плит перекрытия и временную нагрузку на перекрытие.
Какой выбрать профиль и длину перемычки, вы решаете сами. Однако в вашем случае стоит проверить оставшиеся участки стены на прочность и устойчивость.


04-11-2013: павел

РАСЧЕТ У МЕНЯ НЕ ОСОБО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОВЕСТИ , МОЖЕТ БЫТЬ ПОМОЖЕТЕ. ДАННЫЕ ПЕНОБЛОК ШИРИНА 30,МАРКА 600, ШТРОБИТЬСЯ НА 13 СМ В ГЛУБИНУ ,СВЕРХУ ЧЕРЕЗ 3 РЯДА БАЛКИ НА НИХ ОПИРАЮТСЯ СТРОПИЛА КРЫША ,НАКРЫТА ШИФЕРОМ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА . С УВАЖЕНИЕМ ПАВЕЛ. ИЛИ ВАРИАНТ ЗАШТРОБИТЬ ПЕНОБЛОК С ДВУХ СТОРОН ПО 6 СМ, УСТАНОВИТЬ С ДВУХ СТОРОН ШВЕЛЕР И СКРЕПИТЬ ШПИЛЬКОЙ. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА СОВЕТ С УВАЖЕНИЕМ ПАВЕЛ


04-11-2013: Ольга

Мои строители предложили перемычку из 2х профилей №20 стянутых болтами
А от перемычки вниз пустить уголки 100
Вот думаю насколько это правильно
поэтому спросила у вас, больше не у кого


04-11-2013: Ольга

А как правильно проверить оставшиеся участки стены на прочность и устойчивость?
стена стоит на огромных бетонных блоках 40*60 и судя по всему их длина на всю стену


04-11-2013: Доктор Лом

Предложение строителей выглядит разумно.


04-11-2013: Ольга

И еще : профили помимо стягивания болтами мы хотим сварить между собой металлическими пластинами
а нужно ли так же сваривать межлу собой пластинами и уголки?


04-11-2013: Доктор Лом

Вы не указали, из какого бетона сделаны стеновые блоки (указанные вами фундаментные блоки здесь не причем). Для газобетонных блоков нагрузка может оказаться выше допустимой, но ваши строители предлагают вам усиление простенков 100 уголками, которые будут работать в качестве колонн, частично передающих нагрузку от перемычки фундаменту. Как я уже говорил предложение строителей выглядит вполне разумно.


04-11-2013: Доктор Лом

Сваривание приведет к дополнительному усилению конструкции, а потому не помешает.


04-11-2013: Доктор Лом

Павел
Усиление проема швеллерами будет более надежным.
По поводу расчетов. Если не можете сделать расчет сами, то обратитесь к профессиональным проектировщикам, я услуги по выполнению расчетов не оказываю.


04-11-2013: павел

ИЗВИНИТЕ ЕСЛИ НАДОЕЛ А ТО НА ДУШЕ КАК ТО КОШКИ СКРЕБУТ. ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА


04-11-2013: павел

СПАСИБО ЗА КОНСУЛЬТАЦИЮ


04-11-2013: Ольга

Это не газо и не пенобетон
дому лет 15
наверное шлакоблоки
когда делали проем для окна еле прорезали алмазом


04-11-2013: павел

А ВОПРОС ПО ПОВОДУ ОДНОГО УГОЛКА БОЛЬШЕГО СЕЧЕНИЯ ,БУДЕТ ЛИ РАБОТАТЬ ПЕРЕМЫЧКА. С УВАЖЕНИЕМ ПАВЕЛ


04-11-2013: Доктор Лом

В таком случае усиления проема уголками должно быть вполне достаточно. Больше подробностей в статье "Расчет стены из газосиликатных блоков на прочность и устойчивость". На название статьи не обращайте внимания. Принципы расчета одинаковы что для кирпичной стены, что для бетонной из любых блоков.


04-11-2013: Ольга

Огромное вам человеческое спасибо !!!!
Огромное вам женское спасибо)))))))
Родилась новая поговорка : Двадцать раз спроси у Доктора Лома а потом один раз режь проем))))
Благодарю вас за ответы и ваше терпение
Всего вам доброго!!!!


04-11-2013: Доктор Лом

Будет, если сечение уголка будет достаточным.


04-11-2013: павел

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА КОНСУЛЬТАЦИЮ


19-11-2013: Аютка

Добрый день! все делала точно по вашим расчетам, но почему то прогиб получается 6 см (принимала трубу профильную прямоугольную 120х60х4- 2шт), пересчитывала неоднократно. Подскажете где моя шибка? L=6м, q= 900- пеноблок(600х300х200) , в= 0,4 (ширина в 1 блок с штукатуркой). нагрузку взяла равнорапределенную над перемычной только кладка 1,2 м, q общ. =475.2 кг/м, М мах= 2236,5; W= 53.25 см2, принимаю трубу 120х60х6 W=54,65 и прогиб 6 см. Вроде бы и запас есть, почему прогиб такой?


19-11-2013: Анютка

очень надеюсь на вашу помощь! сайт очень хороший все что нужно, очень понравился!!!


19-11-2013: Доктор Лом

Для начала не нужно расстраиваться и пугаться. Дело в том, что у вас относительно большой пролет - 6 м. Когда вы производили расчет по прочности (1 группе предельных состояний) вы подобрали сечение. При расчете на прогиб (по 2 группе предельных состояний) вы определили, на сколько прогнутся трубы данного сечения при расчетной нагрузке. Если вас такой прогиб не устраивает (а я чувствую, что не устраивает), то для вас определяющим будет расчет по 2 группе предельных состояний, т.е. вы можете задать значение прогиба, устраивающее вас и подбирать сечение по заданному значению прогиба.
И еще, как я уже говорил, 6 метров - это достаточно большой пролет и, например, если посредине пролета у перемычки будет еще одна опора - колонна, то тогда расчетная схема будет уже другая и значение прогиба уменьшится в несколько раз.


19-11-2013: Анюта

Прогиб должен быть не больше 3 см (1/200), а получается 6 см. вот это и настораживает. Можете подсказать, как правильно составить формулу, что бы получился прогиб не больше 2 см, как по СНиПу. И в выборе перемычек я ограничена, подобрать нужно из того что есть (тр. 110х50х4, 120х60х4,200х200х8), можно например 2 в ширину сварить, использовать несколько. К сожалению, по середине опору поставить нельзя. Перемычка эта для ворот в пром. зд. меньше пролет сделать тоже нельзя.


19-11-2013: Доктор Лом

Формула практически та же, только меняются местами прогиб и момент инерции:
I = 5ql^4/384Ef
Таким образом вы определите требуемый момент инерции. А если вы ограничены в выборе профилей, то имеет смысл сваривать профили не по ширине, а по высоте, т.е. располагать профили один над другим. Если сварные швы обеспечат совместную работу профилей (что проверяется соответствующим расчетом), то сечение можно рассматривать как составное и момент инерции такого сечения будет значительно больше. Подробности в статье "Моменты инерции поперечного сечения".


23-11-2013: Толик

Здравствуйте! У меня ситуация следующая. Сделали дверной проем 80 см в стене из ракушечника. Перекрытие панели 6 м длина 150 см ширина. Стена несущая. Облицовка кирпич, нагрузку плит не несет. Строители когда делали проем не ставили ни уголка, ни перемычки, ни швеллера. У меня есть 2 перемычки б/у 10 см ширина, длина 1,5 м. Я хочу завести перемычки над проемом. Они будут лежать на ракушечнике. Можно ли обрезать эти перемычки до 1,3 м и выдержит ли стена вес плит, когда я буду убирать 1 рад ракушечника над проемом, чтобы вставить перемычки. Хватит ли одной перемычки б/у 10 см или нужно, чтобы они лежали 2 на блоках ракушечника 20 см. Заранее спасибо


24-11-2013: Доктор Лом

Давайте так:
1. Перемычки можно обрезать и до 1.1-1.2 м.
2. Хватит ли одной перемычки, зависит от несущей способности перемычки и от нагрузки, которая будет возникать по ходу эксплуатации.
3. Когда вы будете увеличивать ширину проема, готовя место под перемычку, то блоки над будущей перемычкой могут и обвалиться. С учетом того, что дверной проем и так в нормальном состоянии я бы не удалял полностью блоки под перемычку, а сделал бы аккуратное углубление на полблока и поставил только одну перемычку. Однако и это стоит делать только после соответствующего расчета.


27-11-2013: Андрей

скажите, а какой необходимо сделать расчет, чтобы понять необходимо ли укреплять откосы вертикальными уголками и скреплять их пластинами( т.е. делать раму)?


27-11-2013: Доктор Лом

Для этого нужно выполнить расчет опорной площадки на смятие. На сайте есть соответствующая статья.


27-11-2013: Андрей

Скажите еще, пожалуйста, почему расчет ведется на погонный метр, а не на всю длину перекрытия?


28-11-2013: Доктор Лом

Расчет ведется на всю длину перемычки, это нагрузка собирается на погонный метр. Почему, более подробно рассказывается в статье "Определение нагрузки на конструкции в вопросах и ответах"


14-01-2014: Денис

Добрый день.
Подскажите как будет отличатся расчет при устройстве проема в самонесущей стене, на которую опирается монолитное перекрытие?


14-01-2014: Доктор Лом

Никак не изменится. Если на стену опирается перекрытие, то это не самонесущая стена, а несущая.


14-01-2014: Денис

Монолитное перекрытие опирается на четыре стороны. Рабочая арматура лежит параллельно рассматриваемой стене. Поэтому и подумал, что стена самонесущая. Какую длину перекрытия взять тогда в расчет?


14-01-2014: Доктор Лом

Тогда все значительно сложнее. Если конструктивная арматура (опирающаяся на рассматриваемую стену) отсутствует, то нагрузка от плиты на стену зависит от расчетной величины прогиба плиты над будущей перемычкой.
Если конструктивная арматура присутствует, то это будет приводить к частичному перераспределению изгибающего момента, но все равно следует определять величину прогиба.
Если в общем, то посредине рассматриваемой стены нагрузка от плиты может достигать до 0.2-0.3 от нагрузки на несущие стены. Для упрощенных расчетов можно использовать это значение.


14-01-2014: Георгий

Здравствуйте, Док. Меняем окна в старом доме на более высокие. Стена из ракушечника. Толщина стены 80см. Ширина проема110см.Штробим над проемом с двух сторон, заводим швел.№8 длиной 1,5м и стягиваем тремя шпильками диам.12мм.Под концы швеллера на жесткий раствор подкладываем пластины толщ.5мм 150*200мм, длинной стороной внутрь проема. Первый этаж.Перекрытия по дер. балкам.До окна второго этажа около 2м. Вопрос: не спустится верхний этаж к нам? Или все же сделать обвязку по откосам из 50-63 уголка?


14-01-2014: Георгий

И может добавить вдоль швеллеров три арматурины диам.16 с заделкой в стену на 15-20см?
Спасибо! И со Старым Новым Годом!


14-01-2014: Доктор Лом

При увеличении высоты проема нагрузка на стены или простенки между окнами изменится незначительно, может измениться (в большую сторону) только нагрузка на перемычки, если расстояние от перемычки до балок перекрытия станет меньше 1/2 длины проема. Поэтому в усилении откосов как правило нет необходимости.

Арматура вдоль швеллеров практически ничего не даст, гораздо эффективнее наварить пару пластин между швеллерами посредине между стяжками-шпильками.


14-01-2014: Георгий

Спасибо, Док! Меня больше беспокоил 8-й швеллер - не маловат ли. Судя по ответу, могу соседей заслать по известному адресу :) А пластины приварю обязательно


14-01-2014: Георгий

Да! И еще! Классная клиника!


14-01-2014: Доктор Лом

А вот насчет достаточности 2 швеллеров №8 ничего не скажу, так как нагрузок ваших не знаю. Но в принципе, при стандартнтых нагрузках прочность будет достаточной.


14-01-2014: Денис

Т.е. посчитать нагрузку от плиты на несущую стену и 30 % приложить на самонесущую?


14-01-2014: Доктор Лом

Да.


15-01-2014: Роман

Мне кажется ваши статьи по балкам и плитам можно дополнить таблицей предельных прогибов. А расчет прогиба металлических балок немного изменить: от известного табличного значения прогиба вычислять Момент инерции, тогда заключительным действием будет подбор проката при известных Wтреб и Iтреб.
Таким образом мы избавляемся от переборов.

Наткнулся на плагиат: http://www.babyblog.ru/user/Pyatnitsa/29649


16-01-2014: Доктор Лом

Если вы имеете в виду предельно допустимые прогибы для балок и плит, то я подумаю на этим. А если формулы, позволяющие определить прогиб при той или иной нагрузке или схеме закрепления, то ссылки на таблицы с соответствующими формулами в статьях имеются.
Идея изменения расчета прогиба тоже не плохая, но только для однопролетной шарнирно опертой балки. Но я подумаю и над этим.

А плагиатом мне заниматься некогда, есть, так есть.


17-01-2014: Роман

По Вашим статьям сделал себе экселевский файл для расчёта. Обнаружил следующее: в расчётных схемах 1.3 и 1.4 требуемый момент инерции - отрицательное значение. (Требуемый - это я реализовал то о чём писал в предыдущем сообщении). В некоторых формулах присутствуют переменные X, хотя на схемах их нет. Можно узнать сам источник этих типовых схем? (http://yadi.sk/d/VEVF4MaNGAbi7)


17-01-2014: Доктор Лом

В формулах для определения прогиба для указанных схем допущена опечатка. В выражении перед скобками должно быть l^3, а не а^3. Подобные схемы приводятся во многих справочниках по сопротивлению материалов, но и там случаются опечатки, поэтому лучше всегда проверять правильность тех или иных формул по нескольким источникам или выводить формулы самому.
Переменная х означает, что по приведенной формуле можно определить один из параметров на расстоянии х от начала балки или в других указанных пределах. Для середины пролета х = l/2.


20-01-2014: Георгий

Еще просьба, Док. Вырубили нишу длиной 2,8м в ракушечнике. Толщина стены 50 см. Завели в предварительно сделанные штробы два швеллера№12. Оперли на стальные пластины толщ.5 мм посаженные на жесткий раствор. Опирание не менее 25 см с каждой стороны. Достаточно, чтобы не просела несущая стена?


20-01-2014: Доктор Лом

Роман

я нечаянно удалил ваш вопрос вместе со спамом. Вы спрашивали, почему получается отрицательный знак. Объяснение - в начале статьи со схемами. Вам же для ваших расчетов следует использовать значения прогибов без учета знака, так как вас не интересует в данном случае направление,а только величина прогиба.


20-01-2014: Доктор Лом

Георгий

это зависит от того, какая у вас нагрузка на несущую стену. Можете проверить достаточность швеллеров, рассчитав перемычку по нагрузкам приведенным в данной статье, только вместо объемного веса кирпича следует использовать объемный вес ракушечника. Не думаю, что нагрузки от перекрытия будут больше, но можете для расчетов принять большее значение нагрузки от перекрытия для надежности.


12-03-2014: Роман

Подскажите пожалусто: над оконной перемычкой, через ряд блоков будет находиться армопояс (стены газосиликат). Как поступить? Если принять армопояс за перемычку и рассчитать армирование, то надоконная перемычка должна нести только 1 ряд блоков. Но перемычка имеет прогиб l/200 и при ширине проёма 1800мм, прогиб составит 9мм. Эти 9мм дадут нагрузку на надоконную перемычку. Вот какую нагрузку испытает нижняя перемычка? Можно допустить, что нижнюю перемычку можно сделать из металлических уголков, которые без особых последствий могут нести изгиб, но как-то не хорошо получается. Как на практике поступить в этом случае? Как определить нагрузку передающуюся на перемычку под армопоясом?


12-03-2014: Нуржан

Уважаемый Доктор Лом, сайт просто супер! Давно такой искал! Очень очень помогла Ваша методика, написанная очень доступно и с юмором! Побольше бы таких замечательных людей, бескорыстно делящихся опытом, знаниями! Низкий поклон Вам!


12-03-2014: Доктор Лом

Я уже отвечал на подобный вопрос, но сейчас не могу найти - где, ну да ладно.
Возможны 2 варианта. 1 - отдельная работа армопояса и перемычки. Обеспечить это можно конструктивно, например, перед бетонированием армопояса уложить на ряд блоков над перемычкой слой из пенопласта или другого легко деформирующегося материала.
2 вариант - совместная работа армопояса и перемычки. Тут расчет будет сложнее, так как армопояс над проемом можно рассматривать как балку с жестко защемленными опорами, а перемычку, как балку с шарнирными опорами. При этом прогиб жестко защемленной балки будет в 5 раз меньше, чем балки с шарнирными опорами при такой же нагрузке и при одинаковых параметрах армопояса и перемычки (сечение арматуры, прочность бетона, геометрические размеры сечения и пр.), а значит и расчетная нагрузка на армопояс будет составлять примерно 4/5, а нагрузка на перемычку - примерно 1/5 от общей нагрузки. Опять же следует учитывать деформации газосиликатных блоков.
В целом, чем больше будет жесткость армопояса, тем меньше нагрузки будет передаваться на перемычку.


20-03-2014: Нуржан

Доброго времени суток, Доктор Лом! Подскажите, пожалуйста, металлическую балку настила под кровлю из сендвич-панелей так же рассчитывать, как и эту перемычку?


20-03-2014: Доктор Лом

Тут многое будет зависеть от конструктивного решения балки. Больше подробностей в разделе "Расчет навеса с арочными фермами".


07-04-2014: Илья

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Имею два гаража рядом. Хочу снести смежную стену. Она не несущая. Толщина стены- полтора кирпича. Плиты перекрытия на стене не лежат. Загвоздка в том что сверху идет второй этаж гаражей и убирая стену боюсь что верхние кирпичи рухнут. Поэтому хочу усилить стену железной перемычкой. Проем будет составлять 4 метра. Высота стен моего и верхнего гаража по 2. 5 метра. Помогите с расчетом или посоветуете каких два уголка равнополочных положить либо швеллер какой номер. Заранее спасибо. Хоть и изучал тех мех в колледже но что то сейчас очень трудно вспомнить. Спасибо


08-04-2014: Доктор Лом

Расчет в вашем случае будет не сложным, т.к. нагрузка - это только вышележащая кирпичная стена. Достаточно подставить ваши значения в приведенные в статье формулы, и вы определите необходимый момент сопротивления и по этому значению подберете необходимый профиль (скорее всего это будут двутавры или швеллера). А вот сделать перемычку при существующей стене будет намного сложнее. Поэтому выбор профиля будет в первую очередь зависеть от того, как именно вы собираетесь делать перемычку при существующей стене.


03-05-2014: вадим

подскажите пожалуйста.какое минимальное опирание мет. перемычки на газобетон можно принять,если учесть,что над перемычкой 3ряда полнотелого кирпича шириной 300мм ар-ных кладочной сеткой,а сверху монол. плита толщ.200мм.ширина стены из газобетона 300мм,плотность 600кгм3,


03-05-2014: Доктор Лом

Подробности смотрите в статье "Расчет опорной площадки стены на смятие".


04-05-2014: сергей

Доброго времени суток!Подскажите.Строим пристройку из пеноблоков.Ширина 3,3.Длинна 9,1.В длинной части планируется два окна шириной по 3 метра.Нагрузка сверху один ряд пеноблоков.Далее брус 100 по периметру+Нагрузка будет от крыши.Из чего сделать перемычки над окнами?Заранее спасибо.


04-05-2014: Доктор Лом

Вариантов несколько. Один из них - железобетонная перемычка в соответствующих блоках-опалубке. А как рассчитать нагрузку на перемычку от кровли, смотрите в разделе "Расчет конструкций кровли".


19-05-2014: сироп

отличный сайт спасибо


06-06-2014: ltc

Возникли небольшие трудности с пониманием этого:
"У меня ось, относительно которой в поперечном сечении возникают сжимающие и растягивающие напряжения обозначена как z"
Я правильно понимаю, что, метал как бы вращается вокруг этой оси ?


06-06-2014: Доктор Лом

Да, с достаточной степенью условности можно так сказать. Почитайте статью "Моменты инерции поперечного сечения", там этот вопрос рассматривается достаточно подробно.


06-06-2014: ltc

спасибо


10-06-2014: ltc

надо ли усиливать стену при увеличении проема в само несущей стене(толщина 65 см) на 40 см. Общая длина будущего проема 170 см.В качестве перемычки будет 2 10п швеллер стянутый через стену шпильками М20 (было 130) через 40 см от этого проема существует другой проем 200-220 см.


10-06-2014: Доктор Лом

Это зависит от материала стены и общей нагрузки на простенок. Больше подробностей в статье "Расчет стены из газосиликатных блоков на прочность и устойчивость" или "Расчет кирпичной колонны на прочность и устойчивость".


08-07-2014: Darina

Здравствуйте!Первый раз в жизни рассчитываю перемычку над гаражными воротами. Решила воспользоваться Вашими советами,но столкнулась с проблемой - наличие армопояса над перемычкой. Подскажите пожалуйста правильно ли я рассчитала?Я учла нагрузку от армопояса,рассчитав ее как:средняя плотность железобетона*ширина армопояса*высота армопояса*длина пролета. Помогите пожалуйста дилетанту=)


08-07-2014: Доктор Лом

В вашем случае многое будет зависеть от прочности и жесткости армопояса, а также от других параметров. В идеале можно вообще обойтись без перемычки, заложив соответствующую арматуру в армопояс (примеры расчетов ж/б перемычек на сайте имеются). Или дополнительно сделать перемычку не несущей - чисто декоративной. Возможен также вариант расчета на совместную работу армопояса и перемычки, но из-за некоторой сложности, думаю, вам такой вариант не подойдет.
Принятое вами допущение, что вес армопояса будет равномерно распределенной нагрузкой, не совсем верно, однако для упрощения расчетов вполне допустимо. Итогом будет повышенный запас прочности перемычки.
По поводу определения равномерно распределенной нагрузки: средняя плотность железобетона*ширина армопояса*высота армопояса. На длину пролета умножать не нужно. Больше подробностей - в статьях, посвященных основам сопромата, написанных простым и доступным языком, как раз для дилетантов).


08-07-2014: Darina

Спасибо Вам огромнейшее!


11-08-2014: Аднрюша

Вы благародный человек. Расчет очень памог при проектировани цеха для военых


19-08-2014: Элли

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, далекой от сопромата даме (8 классов математики, остальное - консерватория), прав ли мой строитель. Строим 1-эт. дом из газосиликата. Окна - 150 см шириной. Строитель "спрятал" 2 металлических уголка в центр блока, как он объяснил, "Чтобы легче было штукатурить", т.е. сделал перемычку из 2 рядом лежащих уголков, уложенных (извините за тавтологию) по центру стены. Получается, что верхний блок лежит на узкой опоре из 2-х ничем не скрепленных уголков.Возможен ли такой вариант? Я боюсь, что эти уголки легко прогнутся под тяжестью 25 см блока.Спасибо!


19-08-2014: Доктор Лом

Да, возможен. Если сечение уголков достаточное, то все будет нормально.


19-08-2014: Элли

Успокоили ;) Спасибо огромное! Успехов вам и счастья!!!


02-09-2014: Таня

Добрый вечер. Подскажите, пож, по ситуации. можно ли впринципе сделать проем в несущей стене в ПОЛКИРПИЧА? Длина стены3 м, ширина проема 2 м. Сверху мансардный этаж, перекрытия деревянные. Достаточная ли ширина стены 18 см со штукатуркой? Без штукатурки 12 см. Может ли получиться так, что после вертикального пропила стена просядет до того как вставим металлический уголок? Заранее благодарна


02-09-2014: Доктор Лом

Вообще-то несущая стена в полкирпича - это маловероятно. И если она все-таки несущая, то проем в ней делать вряд ли получится, скорее всего несущая способность стены и так на пределе, впрочем это нужно смотреть по месту.
Тем не менее, даже если это самонесущая стена или перегородка, то и в этом случае, при такой большой ширине проема вполне возможно обрушение вышележащей части стены. Если это самонесущая стена, то проще ее частично разобрать до перекрытия, а затем заложить после выполнения проема.


09-09-2014: Juergen

Добрый день, хотим соеденить две комнаты в 3ёх этажном доме на 1ом этаже. Ширина стены 22-24 длина стены 400, убрать хотелось бы по больше или мин. 240 см. имеем балку 160мм длиной 4 метра.
За ранее благодарны


09-09-2014: Доктор Лом

На подобные вопросы я уже отвечал. Посмотрите статью: "Расчет ж/б конструкций в вопросах и ответах. Часть 2", комментарии от 21-03-2013


25-09-2014: Студентка

Здравствуйте, как рассчитать нагрузки на пробиваемый проем в несущей стене толщиной 120мм на первом этаже 9-ти этажного крупнопанельного дома (нужно брать нагрузки от всех этажей или только от второго?)


25-09-2014: Доктор Лом

Для начала вам следует определиться, является ли эта стена несущей или это все-таки перегородка, так как толщины 120 мм для несущей стены 9-этажного дома как-то маловато (конечно, я не все серии домов знаю, но все-таки). Если же стена все-таки несущая, то вам следует получить разрешение на перепланировку. Ну а затем нужно смотреть конструктивную схему, чтобы определить, как передаются нагрузки.
Впрочем, и на пробивку проема в перегородке тоже может потребоваться согласование.


30-09-2014: Студентка

Серия дома 121-043/1,2. Плиты перекрытия опираются по всему контуру,толщина панели 120мм, конструктивная схема- с поперечными и продольными несущими стенами. Меня интересует сам расчет нагрузок?


30-09-2014: Доктор Лом

Определяете опорную реакцию плиты, опертой по контуру, на участке над будущим проемом плюс собственный вес железобетона над проемом. Это и будет расчетная нагрузка, причем не равномерно распределенная (так как плита опирается по контуру). Но при этом не забудьте проверить будущие простенки на прочность и устойчивость, на них нагрузка будет тем больше, чем шире будет проем и эта нагрузка уже от всех вышележащих этажей.


01-10-2014: Студентка

Спасибо за помошь


20-10-2014: Рустам

Добрый день. Очень нужен квалифицированные совет (так сказать вердикт). Построили дом, расчеты по сути ни какие не проводили, все только на советах от тех кто уже что-то строил. Суть вопроса - на первом этаже эркер, перекрыть всю длину плитами не получилось по длине, т.к. с учетом эркера плиты нужны были 7,5 м. (поперек ложить еще длиньше). Поэтому над эркером (в месте где он начинается) положили двутавровую балку 28, длинной 6 м., пролет 4 м., таким образом нахлест балки получился по 1 м. с каждой стороны. Сам эркер перекрыл плитой, которая своим боковым краем входит в балку (впоследствии зазор между нижней частью плиты и балкой забил раствором толщиной около 1,5 см.).С другой стороны балки в него входят три плиты перекрытия 1,2м.Х6м3, т.е. если смотреть на потолок, то видно, что в балку с одной стороны входят три плиты перекрытия 6 метровые, с другой стороны вдоль балки входит плита 4 метровая, которая своими концами ложится на стены эркера. Кроме того, на втором этаже на эту балку и плиту которая перекрывает эркер ложится стена толщиной 0,4м. из бетоноблоков (весом 20 кг. каждый, размер 40*20*20). Второй этаж мансардный, в дальнейшем планируется внутреннее утепление каким-нибуть легким материалом (вата). Как раз над эркером на втором этаже расположено окно (1,4ширина*1,6высота), внутренняя общая длина стены 10м. (если смотреть 1 этаж с угла то: 1м стена, 4м. пролет эркера и 5м. стены до другого угла), таким образом, середина стены это окончание эркера (если смотреть внутреннюю часть). Высота франтона 5м. В настоящее время видимых прогибов балки не видно, но учитывая что необходимо будет в дальнейшем утеплять стену, делать полы (деревянные на лагах) и другие бытовые нагрузки, то возникли сомнения в прочности применимой 28-й балки. В связи с чем, рассматриваю вариант - на первом этаже на углах где начинается эркер поставить две стойки (возможно то
же из балки) которыми подпереть еще одну балку (например 20-й), которая будет подпирать действующую балку (новая балка теперь уже будет торчать снизу, плюс столбы по краям). Попробовал провести самостоятельно расчет по вашей методике, получил результат: Ммах равен 5660кгм, Wтреб равен 270 см3, который вроде как дает повод успокоиться, т.к. в таблице видел для 27-й балки Wz равный 371см3 (я так понимаю тот же показатель), но я сомневаюсь в правильности своих расчетов. Понимаю, что это занимает Ваше время, но, к сожалению, других вариантов перепроверить у меня нет, подскажите пожалуйста, стоит ли усиливать мне существующую балку и если да, то поможет ли тот способ который я описал, Спасибо заранее.


21-10-2014: Доктор Лом

Сначала проверьте прогиб существующей балки: просто натяните нитку под балкой между стенами эркера так, чтобы она касалась балки посредине пролета. Если прогиб до 0.8-1 см и дополнительные нагрузки на балку будут незначительными (по вашему описанию вроде так получается), то можно балку не усиливать. Если прогиб уже 1.2-1.5 см или даже больше, то усиливать обязательно.
Описанный вами способ усиления поможет, но вообще-то у вашей балки достаточно длинные опорные участки и ее можно рассматривать как жестко защемленную (но скорее все-таки как шарнирно опертую с консолями, посмотрите статью "Виды опор, какую расчетную схему выбрать). Такая балка при той же длине выдерживает в 1.5 раза большую нагрузку, чем шарнирно опертая.


22-10-2014: Рустам

Спасибо, сегодня попробую проверить прогиб, вот только почему в пределах 1см., ведь допустим прогиб в 1/200 длины, это 2 см.


22-10-2014: Доктор Лом

Потому, что у вас не совсем шарнирно опертая балка, а ближе к защемленной, а для защемленной балки прогиб в 4 раза меньше при той же длине и тех же нагрузках.


24-10-2014: Рустам

Посмотрел прогиб балки, натянул нитку, ни какого прогиба не видно, может 2 мм. не больше. И скорее всего балка у меня 30-я (накладные док-ты не сохранились), т.к. снизу под плитами около 1 см. раствора, сама плита вроде как 22см. и зазор сверху над плитой около 6 см. Спасибо Вам большое!


29-10-2014: Екатерина

Здравствуйте, Хотим пробить проем шириной 0,9 м в несущей кирпичной стене (внутренней) толщиной 380мм со штукатуркой, плиты перекрытия ребристые 6-ти метровые, (высота помещения примерно 3,3м, высота проема 2м) Достаточно ли применить для перемычки 2 швеллера №14? И как посчитать нагрузку от ребристой плиты?


29-10-2014: Доктор Лом

Вы недостаточно внимательно читали статью. При ширине проема 0.9 м и расстоянии от верха перемычки до перекрытия более 0.5 м нагрузку от плит перекрытия можно вообще не учитывать. Достаточно, чтобы перемычка выдерживала нагрузку от вышерасположенного кирпича. А вот достаточно ли будет двух швеллеров №14 или нет - вы узнаете, произведя соответствующий расчет.


06-11-2014: сергей

Добрый вечер уважаемый . У меня к вам вопрос, хочу в частном доме поставить кирпичную перегородку в пол кирпича на втором этаже ,но встал вопрос какой положить швеллер 16 или 18 для того чтобы выдержал эту кирпичную перегородку высотой 2.6 м и длина перегородки 3.4 метра


06-11-2014: санитар Петрович

Спит уж дохтур, умаялся за день. Пасиентов сего дня немеряно было, да я тебе все разъясню.
Все хвормулы в статье имеются, подставляешь в них свои значения и получаш требуемый момент супротивления. А какой для такого моменту швеллер надобен, может 14, а может и 20, то расчет покажет.


15-11-2014: Владимир

Здравствуйте Доктор Лом!
У меня проблема, пробить разрешение на проем в несущей стене не удается..... Очень прошу Вас набросать немного расчета по моему случаю.
стена кирпич полный 50 см толщиной, проем 2,3 м,
штукатурка с обоих сторон,высота от перемычки до деревянного перекрытия на бревнах 4,5 м длинной - 1метр.Бревна с шагом 1 метр торцами опираются на стену над перемычкой. бревна обшиты досками-сверху пол 45мм толщина, снизу 20мм и дранка, плюс мой потолок оштукатурен.на верху над моим помещением просто жилая квартира.как считать нагрузки не знаю. Помогите,Пожалуйста!
Заранее спасибо!
Владимир.


17-11-2014: Доктор Лом

Во-первых, вы собираетесь делать проем в существующей несущей стене и потому вам следует предусмотреть меры по обеспечению несущей способности стены на период устройства перемычки над проемом. Скорее всего это будет перемычка из двух соединенных стяжками профилей.
2. Если у вас ширина проема 2.3 м, а расстояние от верха перемычки до низа перекрытия 1 м, то нагрузку от перекрытия можно не учитывать. Если расстояние от верха перемычки до низа перекрытия меньше 0.8 метра, то можно учесть нагрузку от одной балки перекрытия, расположенной посредине проема. Даже если это и не так, то запас по прочности не помешает.
Все остальные тонкости расчета достаточно подробно описаны в статье.


20-11-2014: Алена

Здравствуйте, а каким нормативным документом можно обосновать данный расчет?? заранее спасибо.


21-11-2014: Доктор Лом

Никаким. Это всего лишь пример расчета на основании общих положений строительной механики, теории сопротивления материалов, ну и само собой СНиП II-23-81* и СНиП II-22-81 (1995).


19-12-2014: владимир

доброго время суток.имеется -- две несущие стены.на них лежат плиты перекрытия (между первым и вторым этажами).между двух плит (по всей их длине) оставлено пространство шириной 2300,длинной -- 5000. есть два швеллера № 18у. длиной 5400 . если я вдоль плит положу эти два швеллера № 18у на ребро ( полками вовнутрь), перпендикулярно им, посередине приварю ещё один кусок швеллера , образуя букву "Н".таким образом получится два участка 2300 шир.*2500 длина. потом в один из участков залью бетоном , образуя монолитную плиту шир 2300,длиной 2500 , толщиной 220 мм.
вопрос -- достаточно ли швеллера № 18у, при условии, что на этот монолитный участок не будет никаких нагрузок , кроме того , что на его ребро обопрётся последняя ступенька бетонной лестницы ,идущей с первого этажа.
надеюсь вы меня поймёте .


20-12-2014: Доктор Лом

Если я правильно понял "полками вовнутрь" означает, что стенки швеллеров будут вертикальными, а полки горизонтальными. При этом нагрузка от одной только монолитной плиты толщиной 22 см будет уже не малой, плюс к этому нагрузка от косоуров лестничного марша, а не только от верхней ступеньки.
Так что без расчета тут не обойтись. К тому же предварительный расчет следует вести по 2 расчетным схемам: 1 - равномерно распределенная нагрузка на половину длины балки и 2 - сосредоточенная нагрузка посредине балки, впрочем сосредоточенную нагрузку можно привести к равномерно распределенной (см. соответствующую статью). При этом следует учитывать, что сосредоточенная нагрузка не делится на две балки-швеллера, а большей частью будет передаваться только одному из швеллеров. А кроме прочности следует проверить швеллера на прогиб и этот прогиб должен быть приблизительно таким же, как и у пустотных плит.
И еще, делать монолитную плиту с опиранием по контуру размерами примерно 2.3х2.5 и толщиной 22 см нет никакой необходимости. Тут даже и 10 см хватит с запасом (впрочем толщину плиты также следует определять расчетом), при этом нагрузка на балки уменьшится более, чем в 2 раза или на примерно 1.5 тонны.


23-12-2014: Сергей

Добрый день!
Огромное спасибо за статью!
Подскажите пожалуйста, правильно ли я понимаю:
я рассчитываю перемычку пролетом 4,5 м. на нее с двух сторон опираются плиты и стена второго этажа, а далее деревянное перекрытие мансарды. высота второго этажа, 3,2м. следовательно нагрузку от деревянного перекрытия я не учитываю при расчете?
буду очень благодарен за помощь!


24-12-2014: Доктор Лом

Тут нужно смотреть на конструктивную схему здания и на материал стены. Если рассчитываемая вами перемычка опирается на несущие стены, перпендикулярные перемычке, то на опорных участках будет возникать дополнительная нагрузка и от перекрытия 2 этажа и от мансарды и от снега и т.п. Если же перемычка опирается на некую внутреннюю стену при этом ширина простенков сопоставима с шириной проема, то на такую дополнительную нагрузку можно не обращать внимания. Как правило прочности таких перемычек, рассчитанных на максимальный момент, хватает.


24-12-2014: Сергей

Ситуация следующая,в несущей стене из пеноблоков делают проем 4,5 метра.площадки опирания по 0,4 метра.толщина стены 250мм.на стену опираются плиты и деревянное перекрытие мансарды.кровля двускатная опирается на внешние стены. При таком пролете и высоте этажа 3,2 м. Перекрытие мансарды и стена второго этажа (абсолютно повторяющая стену на первом этаже) будут давать нагрузку на перемычку?я подготовил небольшой проект на эту перемычку на несколько листов а4, был бы очень признателен если вы взглянете, хотя бы поверхностно.опыт не большой, а пролет перемычки приоичный,я хочу услышать мнение профессионала


24-12-2014: Доктор Лом

Есть такое негласное правило: не знаешь, как точно считать или сомневаешься - считай по максимуму. Это из личного опыта. Из вашего описания не совсем понятно - это перемычка или все-таки балка, а потому можете рассчитывать эту конструкцию как балку. И еще, если это не типовой проект, то лучше все считать по максимуму. Повышенная надежность конструкций еще никому не повредила.
Можете скинуть чертежи на sovetporemontu@mail.ru


22-01-2015: кеша

Добрый вечер Доктор Лом , хочу расчитать балку под площадкой лестничной клетки , 2х маршевая лестничная клетка размеры в плане 5800х2600, под каждой плошадкой на продольные кирпичные стены (380мм) опираются по 2 стальные балки(двутавр h=270) , сверху на стальные балки опираются металлические косоуры(двутавр h=270) ну и выше монолитная ж/б площадка=110 (общая высота 270+270+110=650мм) если я правильно понимаю на балку приходится распределенная нагрузка от площадки и 4 сосредоточеных силы(по 2косоура на марш) , поправьте если я не прав и подскажите каким примером лучше воспользоваться для расчёта балки


23-01-2015: Доктор Лом

Вы все правильно понимаете, вот только расчет будет не таким уж и простым из-за того, что сосредоточенные нагрузки от косоуров к балке будут прилагаться не только вертикально, но и горизонтально. Пример расчета я сейчас набросаю в отдельную статью, так как в формате комментария ответить на ваш вопрос трудно. Следите за обновлениями на главной странице.


23-01-2015: кеша

Благодарю за ответ , буду следить за обновлением


26-01-2015: Александр

Здравствуйте Доктор Лом не совсем понял расчеты ваши в статье, помогите понять. У меня в новом 10 этажном доме квартира, перекрытия на этажах монолитный каркас, наружные стены из керамического кирпича толщиной в кирпич, на своем пятом этаже я хочу расширить перед балконом проем с 1,9 метра до 2,5 метра , длина перемычка с запасом позволяет, перемычка примерно толщиной 25 на 25 см, допустимое ли это без вреда для дома? Спасибо.


27-01-2015: Доктор Лом

Судя по вашему описанию наружные стены у вашего дома - самонесущие, по сути перегородки и увеличивать ширину проема вроде бы можно. Тем не менее это - перепланировка, к тому же изменяющая внешний вид дома, поэтому вам следует сначала получить разрешение на перепланировку.


27-01-2015: Александр

Фасад дома не пострадает так как стену хочу переделать перед лоджией , дом строился по принципу отогревались перекрытия всех этажей монолитом с ребрами жесткости и потом делались из кирпича стены наружные и перегородки, я хотел уточнить сама балка( перемычка) выдержит если сверху еще 5 этажей?


27-01-2015: Доктор Лом

Еще раз говорю, судя по вашему описанию - это перегородка и вы можете ее полностью разобрать, но диагноз по одному только описанию я не ставлю. Для точного ответа нужно видеть чертежи, а у меня их нет. Обратитесь к инженеру эксплуатирующей организации.


05-02-2015: Руслан

Панельний будинок 12 поверхів. 1 повер. Товщина 18 см несучої стіни. Чи можна зробити прохід шириною 90 мм і висотою 200 см. Висота до стелі 2.5- 2.7. Прохід по центру. ???


05-02-2015: Доктор Лом

Возможно ширина прохода 90 см, а не 90 мм, но в любом случае без чертежей ничего определенного сказать не смогу. Обратитесь к инженеру эксплуатирующей организации, да и разрешение на перепланировку потребуется.


06-02-2015: Еленеа

Доброго времени суток!Хотим сделать проем для окна в кирпичном доме на 1 этаже 9-тиэтажного дома. Ширина стены около 50 см. Скажите, стоит ли этим заниматься? Какие наши шансы на разрешение???
Говорят перемычки гнутся даже на тех-этаже!!!А на первом - это только мечты...кирпич слишком тяжелый. Заранее благодарна!


07-02-2015: Елена

Доброго времени суток!Можно ли сделать оконный проем в кирпичной стене 50 см. на первом этаже девятиэтажного дома? Есть ли у нас хоть какие-то шансы на разрешение? Заранее благодарна!


07-02-2015: Доктор Лом

На этот вопрос вам ответит только инженер эксплуатирующей организации. Я без чертежей ничего конкретного сказать не могу.


28-04-2015: 40 тонн

доброва времени суток . вопрос . стальная перемычка , не могу облагородить , помогите советом . зарание спасибо


29-04-2015: Доктор Лом

Если простая покраска вас не устраивает, то обычно в таких случаях приваривается штукатурная сетка и перемычка оштукатуривается.


08-06-2015: Роман

Здравствуйте! Подскажите, что означает в формулах (Мmax = (q х l2) / 8 и Мmax = (Q х l) / 4) деление на 8 и 4, что за цифры? Спасибо!


08-06-2015: Доктор Лом

Посмотрите статью "Основы сопромата. Расчетные формулы", там все достаточно подробно описано.


09-06-2015: Роман

Спасибо за ответ Доктор Лом! Изучим!Всех Благ Вам!


14-06-2015: ivan

Здравствуйте! Хочу сделать проем под окно 150см в доме который имеет один етаж + чердак, томщина стены 20см высота над окном 50см, материал белый шлакоблок(дом 50х годов), над окном находится деревянная балка перекрития, хватит ли два уголка 60*60?


15-06-2015: Доктор Лом

Собственно данная статья и написана для того, чтобы вы могли расчетом свое предположение проверить. А я расчетами не занимаюсь.


26-06-2015: Анастасия

Здравствуйте, а для деревянных несущих стен есть какие-то дополнения или расчет абсолютно аналогичный?


26-06-2015: Доктор Лом

Для деревянных несущих стен следует дополнительно просчитать опорные площадки стены на смятие. Посмотрите статью "Расчет опорной площадки стены на смятие".


07-07-2015: Виталий

Так и не понял момента, с оконными перемысками первого этажа. Если через 40 см после перемычки, армопояс 20 см, по всему периметру здания. Учитывать как балки, плиты или по 3-му способу


07-07-2015: Виталий

Почему вы взяли Q с перекрытиями по балкам 2400 И изгибающий момент по балкам больше чем плитами? И все же, если армопояс через два ряда сильно меняются характеристики, есть ли другая, формула?, У меня со всеми запасами нагрузка перекрытия первого этажа составляет около 1200 кг/м. Но в формулах я наверное чтото не допонял так как получается что для оконного проёма 0,8 м стена из газобетона D400 толщиной 40 см с отделкой, через 2 ряда - 40 см цельный межэтажный армопояс, у меня получается: q1=400(Плотность ГБ)*0.4(Толщина стены)*0,4(Высота она же половина пролета)= 64кг/м 2 и 3 коэффициенты даже не учитывая, q4= Грубо 1200(Вес перекрытия)Итого Q=1264. М мах = (1264*0,8*0,8)/8 = 101,12 кг/м, W треб = (101,12*100)/(2100*2(две перемычки))= 2,407. Исходя их этого по таблице сортамента Необходимо два уголка 45/5 или 50/4. Зачем на такой маленький проём в 80 см два таких уголка? Или я что-то не так посчитал? С нетерпением жду ответа.


08-07-2015: Доктор Лом

Если я правильно помню, то сначала вы вели речь о армопоясе, выполняющем одновременно роль перемычки, при этом ширина проема составляла 4.5 м. Если у вас будет отдельно перемычка над проемом и армопояс над перемычкой, то это совсем другое дело. Более подробно подобный вопрос рассматривается в статье "Армопояс над перемычкой".
Дело в том, что момент от сосредоточенной нагрузки будет больше, чем момент от такой же нагрузки, но распределенной по всей длине балки. В вашем случае, когда на армопояс укладываются 6 балок перекрытия, имеет смысл привести нагрузку от перекрытия к эквивалентной равномерно распределенной (ссылка есть в статье)
2 уголка 45/5 при заданной нагрузке выглядят вполне правдоподобно (точность расчетов я не проверяю). Тем не менее, если у вас будет соответствующим образом рассчитанный армопояс, то расчетная нагрузка на перемычку может быть меньше, подробности опять же в статье "Армопояс над перемычкой".


08-07-2015: Виталий

Речь о проёме 4,5 метра, я встречал, где-то до меня речь об этом я не вел, спс, почитаю о Армопоясах над перемычками.


09-07-2015: Доктор Лом

Вы вроде говорили, что у вас на армопояс 6 деревянных балок опирается... Но настаивать не буду, пациент всегда прав.


13-07-2015: Сергей

Приветствует вас Доктор Лом хочу взять б/у ригеля т образные с носиком для укладки на опоры общая длина 5650 можно ли обрезать по 30 см с каждой стороны для укладки плит 6650 заранее спасибо


13-07-2015: Доктор Лом

Вообще-то более логично было бы задать этот вопрос продавцу ригелей. Я на расстоянии и даже по фотографии отвечать на подобные вопросы не могу.


15-07-2015: Сергей

Добрый день,
а если расположить две одинаковые перемычки не рядом, а друг над другом, какую нагрузку они смогут выдержать (суммарную, как если бы располагались рядом)?


15-07-2015: Доктор Лом

Это будет зависеть от того, как перемычки будут соединены между собой. Если контакта между ними не будет (например одна перемычка лежит на другой и сила трения условно равна нулю), то это просто сумма несущих способностей. Если перемычки сварены и сварной шов проверен расчетом на прочность, то (при одинаковой высоте перемычек) несущая способность увеличится примерно 4 раза по сравнению с одной перемычкой.


18-07-2015: Виталий

вот нашёл програмулину http://svoydomtoday.ru/building-onlayn-calculators/278-raschet-metallicheskoy-peremichki.html , Но почему-то в описании к ней уголок выбираю по прогибу, а не по прочности. Как правильнее? И все таки я не понял о варианте если через 40 см кладки идёт межэтажный армопояс, как распределяется нагрузка на балку в этом случае. Что значит "...имеет смысл привести нагрузку от перекрытия к эквивалентной равномерно распределенной..."?


18-07-2015: Доктор Лом

1. Если вы внимательно читали данную статью, то должны были обратить внимание, что после расчета на прочность (расчет по 1 группе предельных состояний) определялся прогиб перемычки (расчет по 2 группе предельных состояний). Часто для шарнирно опертых однопролетных балок расчет по прогибу является определяющим, поэтому ничего странного в указанной вами програмулине нет.
2. Если междуэтажный армопояс рассчитан на восприятие нагрузок от всех вышележащих конструкций, то нагрузка на перемычку будет только от 40 см вышележащей стены плюс нагрузка от прогиба армопояса, больше подробностей в неоднократно указанной мной статье "Армопояс над перемычкой".
3. По поводу приведения сосредоточенных нагрузок к эквивалентной равномерно распределенной посмотрите статью "Приведение сосредоточенной нагрузки к равномерно распределенной" или "Общий случай расчета балки на шарнирных опорах при действии нескольких сосредоточенных нагрузок".


19-07-2015: Виталий

В статье "Армопояс над перемычкой" нет расчета армопояса :(


19-07-2015: Доктор Лом

Там и не может быть расчета армопояса, потому как в вашем случае армопояс рассматривается дополнительно как балка. Примеры расчета ж/б балок приводятся в статье "Расчет железобетонной балки", а вот какую расчетную схему при этом выбрать, как раз и обсуждается в статье "Армопояс над перемычкой".


20-07-2015: Виталий

Т.е. Армопояс нужно принять за жестко засчимленную балку, как во втором примере?


20-07-2015: Виталий

А по поводу того, что важнее прогиб или Прочность для разных типов балок. Все же, правильнее по Прогибу подбирать или по прочности?
Прогиб более чем 1/200, является критичным, либо не соответствующий СНИПу, как не комфортный в плане эксплуатации?


20-07-2015: Доктор Лом

Да, армопояс можно рассматривать как балку с жестким защемлением на концах. При расчете по предельным состояниям выполняется и расчет на прочность и расчет на прогиб. Больше подробностей в статье "Методики расчета конструкций". Любой прогиб означает изменение геометрических характеристик рассчитываемой конструкции и чем больше прогиб, тем больше отклонение от принимаемой расчетной схемы. Насколько это критично для того или иного вида конструкций, определяется нормативными документами.


16-10-2015: Александр Тимошук

Доктор Здравствуйте !!!Скажите пожалуйста обязательно ли залить перемычки над окнами и дверьми перед зимой или можно оставить зимовать(стены из газосиликата)без перемычек.Не ухудшит ли это несущую способность стен? Физически не получается залить перемычки в этом году и сделать крышу стены будут зимовать голые без перемычек и соответственно без армопояса планирую хотя бы накрыть верхния ряд пленкой толстой.Спасибо большое!


16-10-2015: Доктор Лом

Скажу так, если фундамент уже зимовал и никаких заметных последствий после этого не было, то отсутствие перемычек и армопояса не сильно повлияет на несущую способность стен. Если вы в этом году возвели и фундамент и стены, то желательно стены закрепить. А дальше решайте сами.


02-12-2015: Сергей

Здравствуйте! Подскажите по сбору нагрузки для такого варианта: дверной проем шириной 0,8 м в несущей стене. Далее вверх после проема 0,5 м блоки, армопояс 0,2 м, пустотная плита. По высоте блоков над проемом хватает чтобы расчет вести по 1/2 от проема. Нужно ли принимать в расчет нагрузку от плиты?


02-12-2015: Доктор Лом

Исходя из вашего описания, нагрузку от плиты в расчет принимать не нужно.


28-06-2016: Дмитрий

Здравствуйте! Иногда помимо перемычки делается еще и обрамление проема профилями из уголков. Подскажите, как их рассчитать?


29-06-2016: Доктор Лом

Не совсем понимаю, о чем вы ведете речь. Если об усилении простенков, то тогда уголки рассчитываются как колонны. Если это какое-то декоративное обрамление, то нагрузкой для уголков будет собственный вес.


18-07-2016: Денис

Подскажите пожалуйста!
у меня проемы окон 1.3 м толщина кладки 40см из 4х шелевого керамзитобетонного блока Стена не несущая,над перемычкой около 2,4 м кладки и потом крыша. хватит ли мне для перемычки двух 63 уголков?? в разный " калькуляторах" в нете разные расчеты...
как я понимаю кладка сама себя долна держать...
буду примного благодарен!!!!


18-07-2016: Доктор Лом

Денис. Чем меньше ширина проемов и чем больше размер стеновых блоков, тем меньше предложенная в статье расчетная схема будет соответствовать реальной работе конструкции. Но даже если у вас длина блоков 1.4 м и такой блок будет уложен полностью над проемом, то нагрузка в результате деформации блока под действием нагрузки все равно будет. А там вы уж сами решайте, хватит вам двух 63 уголков или нет.


09-08-2016: Сергей

Здравствуйте! Проверьте пожалуйста мой расчет. Проем в несущей стене 0,53м со штукатуркой, плиты не опираются. Окно на первом этаже двухэтажного здания. Ширина окна 4,2м, высота 1,8м. На втором этаже подобное окно. Высота от низа верхнего окна до верха нижнего - 2,25м. Кирпич пустотелый. Ригели по бокам окна, расстояние по осям 6м. Хотим сделать 2 швеллера №20, скреплены шпильками. По бокам уголки с пластинами. Вопросы: правильно ли подобран номер швеллера, нужно ли учитывать вес перекрытия (расчет был без веса перекрытия), нужен ли расчет уголков по бокам окна, если да, то как их принимать. Нужен ли расчет шпилек на срез? Заранее спасибо!


09-08-2016: Доктор Лом

Если я правильно понял, то вы хотите пробить 2 окна, одно над другим в существующих стенах. Если ни плиты ни балки перекрытия на стену над местом будущего проема не опираются, то конечно же учитывать вес перекрытия не нужно. В этом случае нагрузка на перемычку нижнего окна будет только от стены высотой 2.25 м и тогда по несущей способности можно принять даже меньшее сечение швеллера, например 2 швеллера 16. А вот по прогибу 2 швеллера 20 дадут 1.33 см. Устраивает вас такой прогиб или нет, я не знаю.

Шпильки необходимы из конструктивных соображений и расчета в принципе не требуют. А вот уголки следует принимать тогда, когда несущей способности оставшегося простенка будет недостаточно или под перемычкой будут возникать напряжения больше, чем может выдержать кладка. Больше подробностей смотрите в статье "Расчет опорной площадки балки на смятие".

А вот какая нагрузка будет на перемычку верхнего окна, я из вашего описания определить не могу, а потому и ничего конкретного сказать не могу.


10-08-2016: Антон

Про глубину опирания перемычки я пропустил? Расчет на смятие не добавите?


10-08-2016: Доктор Лом

Судя по вашему описанию глубина опирания перемычки около 0.9 м. А для расчета на смятие нужно знать марку кирпича по прочности, впрочем и при меньшей опорной площадке и при М50 и выше кирпича запаса прочности вполне хватает.


20-08-2016: Владимир

Здраствуйте , помогите определится ! На даче архитектор предложил для организации второго света спилить полтора метра плит пустотных служащих полом мансардного этажа , пол собран из 5 плит пустотных длиной 6 метров и шириной 1 метр , можно ли после обрезки опереть их на двутавровую балку ? ширина пролета получается 5 метров . Если можно то какой номер двутавра для этого подойдет ?


21-08-2016: Доктор Лом

В принципе обрезать плиты можно и на двутавр опереть можно, а вот какой двутавр для этого понадобится, вы уж сами считайте или обратитесь к архитектору, за то он с вас деньги и берет.


01-09-2016: Татьяна

Рабочий вырезал проем в стене блочной комнаты которые стоят спиной друг к другу. Т.е. вход из зала в кухню. дом 10 эт Мы на 7 этаже. Мастер сделал свою работу ужасно Теперь хотим поставить усиление. В предписании это не указано по перепланировке квартиры. Дом состоит из блоков с круглыми углами. Проем рядом с так сказать углом ( который полукругом) Какой уголок нужно поставить на усиление путем охватывания стен Между ними зазор 6 см А толщина самой стены 7 см. Подскажите пожалуйста. душа болит теперь после таких вот мастеров.


01-09-2016: Доктор Лом

Судя по вашему описанию, проем сделан в самонесущей перегородке, а потому усиления проема не требуется. Тем не менее вы можете усилить простенки любыми уголками.


21-09-2016: Ризван

Здравствуйте,уважаемый Док.Требуется ваша помощь.В квартире на 2-м этаже 5-этажного дома есть дверной проём шириной130см в несущей внутренней кирпичной стене .Но вот беда,высота проёма всего лишь 195см. Нужно увеличить высоту проёма на 10 см.Толщина стены- полтора кирпича (38см).Проём перекрыт ж/б перемычкой высотой 20см с опиранием 40см.Над перемычкой кирпичная кладка 50см,затем,плиты перекрытия(пустотки) длиной 6м ,естественно,с двух сторон.Хочу усилить с двух сторон швеллерами ю,сделав штрабу и уложив их на существующую перемычку.Затем,срезаю 10см ж/б перемычки ,естественно,с нижней арматуоой и проём высотой 205см.готов.Вопрос: Какой номер швеллера необходим для сохранения несущей способности стены в моём случае?И ещё:Нужно ли под плиту перекрытия устанавливать временную опору перед устройством штробы для швеллера?Ну и пследнее:мой девиз-бесплатный сыр только в мышеловке.Я уже оплатил талончик и согласен оплатить ещё.Спасибо.


21-09-2016: Доктор Лом

Ризван, большое спасибо за помощь проекту). Если не возражаете, я отвечу вам по электронной почте.


Добавить свой комментарий:

Имя:

E-Mail адрес:

Комментарий:

Ваша оценка:

Примечание: Возможно ваш вопрос, особенно если он касается расчета конструкций, так и не появится в общем списке или останется без ответа, даже если вы задатите его 20 раз подряд. Почему, достаточно подробно объясняется в статье "Записаться на прием к доктору" (ссылка в шапке сайта).




советы по строительству и ремонту



После успешного завершения перевода откроется страница с благодарностью и адресом электронной почты. Если вы хотите задать вопрос, пожалуйста, воспользуйтесь этим адресом. Спасибо. Если страница не открылась, то скорее всего вы осуществили перевод с другого Яндекс-кошелька, но в любом случае волноваться не надо. Главное, при оформлении перевода точно указать свой e-mail и я обязательно с вами свяжусь. К тому же вы всегда можете добавить свой комментарий к соответствующей статье.

Для терминалов номер Яндекс Кошелька 410012390761783

На всякий случай кошелек webmoney: R158114101090

Или: Z166164591614


Доктор Лом. Первая помощь при ремонте, Copyright © 2010-2016